№7 Реалии нашего времени: седация и наркоз в детской стоматологии.

    Для многих детских стоматологов важно идти в ногу со временем не потому, что это дать моде! Новые технологии и возможности имеют значение, так как позволяют оказать помощь маленьким пациентам в необходимом объеме.

 Перестать с болью в сердце наблюдать, как кариес у детей младше двух лет, превращается в пульпит, пока мы ждем, что малыш «вот вот подрастет и позволит провести лечение».

 Не разводить руками перед, полными надежды, глазами родителей, чьи дети испытали на себе метод удержания в стоматологии и не поддаются уговорам.

 Проводить качественное и своевременное лечение «особенных» пациентом.

Именно поэтому применение седации и наркоза в детской стоматологии актуально сегодня и в ближайшем будущем.

    Мы (детский врач стоматолог Антонина Гецман и врач анестезиолог-реаниматолог) создали данный семинар, чтобы поговорить о наркозе и седации начистоту. Нам важно обсудить с Вами не рекламные лозунги и идеальные клинические примеры, мы хотим поделиться с Вами фактами и мнениями о рисках. Рисках реальных и рисках вымышленных!

    В рамках данного семинара речь пойдет о видах седации применяемой на стоматологическом приеме в детской стоматологии. Обсудим касающиеся этой темы законодательные аспекты. Поговорим о том какие риски и обязательства при внедрении данной технологии берет на себя клиника и врач, в частности. К чему готовиться, и как избежать последствий, к которым подготовиться невозможно!

   Определим, что же скрывается под термином «глубокая седация». Затронем вопросы безопасности применения закись-азот кислородной седации и Севорана в детской стоматологии.

    И конечно, речь пойдет о непосредственной работе с пациентами: показания и противопоказания, особенности консультирования, подготовка родителей и детей. Что необходимо знать врачу-стоматологу для работы в седации и «наркозе», как подготовить ассистента. Этапы работы, действия и зона ответственности каждого члена команды. Что скрывается под модной фразой «командная работа»?

1 день - Вся правда о седации на стоматологическом приеме

1 часть  Лектор: Антонина Гецман

2 часть Лектор: Александр Савицкий

 

  •  Взглянем правде в глаза: необходимость применения седации в детской стоматологии. Кому это больше нужно? Аргументы врача, родителя; оценка пациента.

  •  Что такое седация с точки зрения врача-стоматолога и анестезиолога-реаниматолога.

  •  Ожидаемый эффект седативного воздействия.

  •  Цели седации.

  •  Виды седации, разрешенной к применению в РФ

  •  Сравнительный анализ способов достижения седативного эффекта в детской стоматологии на сегодняшний день.

  •  Почему закись азота широко применяется в стоматологии, в то время как общая медицина отказывается от данного препарата?

  •  Исторический аспект применения закись-азота кислородной седации, опыт США и Европы.

  •  Почему анестезиологи не верят в то, что «закись» работает на стоматологическом приеме? 

  •  Показания. Когда требуется применение седации на стоматологическим приеме детям и подросткам?

  •  Насколько оправдано применение закиси азота, является ли это методом профилактики неотложных состояний?!

  •  Противопоказания. Поведенческий, стоматологический, общемедицинский аспекты.

  •  Законодательный аспект применения закись азот кислородной седации на стоматологическом приеме.

  •  Схема взаимодействия стоматолога и анестезиолога-реаниматолога.

  •  Необходимое оснащение стоматологического кабинета/клиники. Чем нельзя пренебрегать, и какие последствия нас ждут.

  •  Пошаговая методика работы (с оборудованием).

  •  Задачи каждого члена команды в время проведения седации.

  •  Подготовка ребенка. Консультация родителей от этапа «телефонного звонка» до  «диалога в кабинете».

  •  Почему закись азота не позволит врачу забыть о пациенте и выполнять только  «механическую» работу? Комбинация медикаментозного действия и «уговоров».

  • Вопросы родителей и пациентов - ответы стоматологов.

  • Разбор клинических случаев.

  • Риск развития неотложны состояний при применении закись-азота кислородной седации.

 

 

«Опасные моменты» при проведении закись-азота кислородной седации

  •  Начало методики, на что обратить внимание и как действовать

  •  Эпизоды повышения концентрации, риски, их вероятность и алгоритмы

  •  Мотиторинг пациента во время закись-азота кислородной седации

 

Какие могут возникнуть неотложные ситуации на этапах проведения седации?

  •  Психоз,

  •  Угнетение сознания,

  •  Нарушение дыхания и т.п. и т.д.

 

Как обезопасить пациента и предотвратить возникновение неотложных ситуаций

  •  Требования безопасности к оборудованию,

  •  Требования к персоналу (кто проводит седацию, задачи анестезиолога-реаниматолога),

  •  Объем необходимых навыков оказания неотложной помощи врачом стоматологом и ассистентом,

  •  Оснащение клиники для оказания первой помощи,

  •  Необходимые медикаменты

  •  Стоматолог и аппарат ИВЛ?

 

  • Какую помощь мы оказываем, в каком объеме? Что нужно сделать по максимуму, но не прыгать выше головы.

  • Когда и кого позвать на помощь? Когда анестезиолога-реаниматолога, когда СМП, когда хоть кого-то и какой пользы от «кого-то» ждать?

  • Что делать, если помощь не придет? Когда врач остался в клинике с пациентом один…

 

 

2 день - Наркоз детям ради лечения зубов. Раскрываем все карты.

1 часть Лектор: Антонина Гецман

2 часть Лектор: Александр Савицкий

 

  • Что такое наркоз, «глубокая седация», «лечение во сне». Маркетинговые лозунги для пациентов и фактические манипуляции. Будем разбираться.

  • Почему мы боимся лечить под наркозом и не боимся держать наших детей? Теория стресса и последствия, влияющие на жизнь пациента.

  • Почему менеджмент поведения, гипноз и седация не «выжили» методы общего обезболивания из стоматологической практики?

  • Показания к лечению под общим обезболиванием. Подкрепление на законодательном уровне.

  • Противопоказания к наркозу. Абсолютные и относительные.

  • Принятие решения о лечении в условиях общего обезболивания, алгоритм.

  • Методы и препараты, применяемые анестезиологами в детской стоматологии.

  • Консультация родителей. Ключ успеха.

  • Алгоритм принятия решения - «наркоз или седация?». Решение врача. Решение пациентов.

  • Подготовка родителей. 

  • Подготовка ребенка: психологическая и медикаментозная.

  • Планирование лечения: составления плана лечения, оптимальное время лечения (минимум и максимум), последовательность проведения манипуляций.

  • Материально-техническое обеспечение метода. Аппарат для проведения наркоза, обязательные опции

  • Организация командной работы:

    • Состав «бригады» для лечения в условиях медикаментозного сна

    • Задачи и действие ассистента. Плюсы и минусы работы с одним и двумя ассистентами. Распределение обязанностей.

    • Схемы работы.

    • Анестезиолог и стоматолог: кто главный?

    • Эргономика работы

  • Реализация этапов лечения «ОТ и ДО» 

  • Спорные случаи (клинические случаи для стоматологов) - принятие решения, тактика и прогнозы.

  • Рекомендации после проведения лечения. Обещания и прогнозы. Обсуждение рисков. 

  • Последующие встречи с пациентами - частота и цели.

  • Законодательный аспект.

  • Разбор клинических случаев.

 

Что такое медицинская помощь и какая еще помощь существует.

  •  Первая медицинская помощь

  •  Доврачебная помощь

  •  Первая врачебная помощь

  •  Квалифицированная помощь

  •  Специализированная

Законодательный аспект оказания неотложной помощи.

  •  Законы

  •  Приказы

  •  Акты

 

Медикаментозное и материально-техническое оснащение.

  •  Укладки, аппараты, медикаменты

  •  Что лучше купить? Где лучше положить? Кто должен об этом знать и за этим следить?

 

Подготовка персонала к диагностике неотложных состояний и оказанию помощи.

Как организовать - курсы, тренинги, учебы. Проверка знаний в клинике.

 

Неотложные ситуации, которые возникают во время наркоза. Каково участие стоматологической команды.

  •  На вводном наркозе

  •  Во время интубации

  •  В течение наркоза

  •  После экстубации

 

Диагностика неотложных состояний и оказание неотложной помощи при:

1) Синдроме психоневрологических расстройств (обморок)

2) Синдроме нарушения дыхания (приступ бронхиальной астмы, инородное тело верхних дыхательных путей)

3) Синдроме нарушения сердечнососудистой деятельности (ВСД, остановка кровообращения)

4) Аллергических реакциях (анафилактический шок, отек Квинке)

 

Неотложные состояния, возникающие у пациентов после наркоза за пределами клиники:

  •  Что случилось и почему?

  •  Кто виноват?

  •  Кому звонить? В какую дверь стучаться?

 

Базовая сердечно-легочная реанимация у детей, протокол действий.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ!